27.7. Драма перемены полярности

Теперь вернемся к книгам К.Кастанеды [25] и рассмотрим, в чем заключается отличие пути новых видящих от того, о чем пишет Ф.Меррелл-Вольф.

Прежде всего заметно, насколько тщательно дон Хуан оберегает своих учеников от впадения в Нирвану. Это может показаться удивительным, так как Нирвана в любом ее варианте на Востоке признана как желаемая цель. А здесь даже знание путем тождества, характерное для второго кольца силы, используется в режиме сновидческого дубля, который формируется как копия физического человека. Миры второго внимания воспринимаются с точки зрения этого дубля. Отождествление с окружающими объектами, такими как деревья, применяется только как тест того, в каком состоянии ученик пребывает в текущий момент, сновидит он или уже проснулся. Дело в том, что при совершенствовании второго кольца силы становится очень трудно отличить мир дневной реальности от сновидческого, настолько оба достоверны. Вот тогда и используется способность к отождествлению, присущая второму кольцу силы, чего первое кольцо лишено.

Таким образом, знанию путем тождества учеников обучают, но настойчиво предупреждают им не увлекаться, а ведь через него лежит широкий путь к вхождению в Нирвану. Так, К.Кастанеда пишет: “Дон Хуан предложил мне пристально созерцать облака и удаленные горные вершины. В результате возникло непосредственное ощущение того, что я нахожусь на одном уровне с облаками и что я действительно попал на эти отдаленные вершины”. Но сразу после этого дон Хуан сказал: “Я советую тебе не заниматься пристальным созерцанием чего-либо; это техника древних магов для того, чтобы в мгновение ока переносить свои энергетические тела к цели своего пристрастия. Эта очень впечатляющая техника совершенно бесполезна для современных магов. Она не позволяет увеличить нашу трезвость или нашу способность искать свободу. Все, что она делает - это приковывает нас к конкретности, самому нежелательному состоянию”.

Чем объяснить такое настороженное отношение традиции дона Хуана к знанию путем тождества? А тем, что Нирвана чрезвычайно привлекательна и огромное большинство людей, в нее попавших, остается в ней навеки. Там у человека нет судей, он свободен сам и только сам избрать форму дальнейшего бытия: вернуться ли к людям или остаться в состоянии неизбывного Блаженства. К возврату может побудить только желание приобщить к этому состоянию тех, кто еще остается в мире. Это редкий подвиг Милосердия и самоотверженности. А традиция дона Хуана требует, чтобы каждое поколение магов подготовило себе смену и только потом вся группа в полном составе уходила в третье внимание.

Если Ф.Меррелл-Вольф [31] указывает путь в Высокую Беспристрастность, пролегающий “между субъектно-объектным миром и Нирваной”, то дон Хуан ведет в третье внимание по пути, пролегающем между первым и вторым вниманием. В любом варианте должен произойти решительный отказ от носителя старого эгоистического сознания.

Вот как К.Кастанеда описывает свой опыт знакомства с третьим вниманием, когда дон Хуан его туда “зашвырнул”, причем сознание К.Кастанеды несколько раз, как маятник, качнулось туда-сюда между вторым и третьим вниманием: “У меня было ощущение, что меня раскрутили, бросили, ощущение падения, вращения с огромной скоростью. Затем я взорвался, я распался. Что-то во мне поддалось. Оно освободило что-то такое, что я всю жизнь держал замкнутым. Я полностью осознавал тогда, что затронут мой секретный резервуар и что он неудержимо хлынул наружу. Больше не существовало сладкого единства, которое я называл "я". Не было ничего, и, тем не менее, это ничто было наполнено. Это не была темнота или свет. Это не был холод или жара. Это не было приятное или неприятное. Не то чтобы я двигался или парил, или был неподвижен. И не был я также единой единицей, самим собой, которым я привык быть. Я был миллиардами частиц, которые все были мной. Колонии раздельных единиц, которые имели особую связь одна с другой и могли объединиться, чтобы сформировать единое осознание, мое человеческое осознание. Не то, чтобы я "знал" вне тени сомнений, потому что мне нечем было "знать", но все мое единое осознание "знало", что "я" знакомого мира было колонией, конгломератом раздельных и независимых ощущений, которые имели неразрывную связь одно с другим... Затем что-то согнало их, и они объединились в одно облако, в "меня", которого я знал. Когда "я", "я сам" оказывался таким, то я мог быть свидетелем связных сцен деятельности мира, или сцен, которые относились к другим мирам и которые, я считаю, были чистым воображением, или сцен, которые относились к "чистому мышлению", то-есть я видел интеллектуальные системы или идеи, стянутые вместе, как словесные выражения. В некоторых сценах я от души разговаривал сам с собой. После каждой из этих связных картин "я" опять распадался в ничто”.

Не удивительно, что большинство других учеников дона Хуана в тот момент испытывали такой непреоборимый ужас перед третьим вниманием, что эту процедуру для них пришлось отложить на будущее.

Дон Хуан подчеркнул, что благодаря переходу в третье внимание “маги побеждают смерть, та признает свое поражение, позволяя магам следовать далее свободно, и она никогда уже не бросит им свой вызов вновь”. На вопрос К.Кастанеды, что означает такой переход, он ответил: “Это значит, что мышление делает кувырок в невообразимое”.

27 04Рис.27.4 Второе и третье внимание.Следует признать, что выражение “кувырок в невообразимое” очень точно передает суть перехода в третье внимание, которое, как мы видели в предыдущем разделе, связано со взаимным обменом ролями между точкой сборки и светящимся коконом у энергетического тела. На рисунке 27.4 еще раз показаны позиции точки сборки до (a) и после (b) такого перехода. Обратите внимание и на разворот, который вынуждено совершить тело внимания. На рисунке дополнительно указано направление потока эфиров, текущих по восстановленной первой страде.

Если предположить, что данная трактовка перехода в третье внимание верна, то из этого рисунка должно немедленно следовать, что одновременно с этим переходом свершается еще одна мистерия, а именно, изменение пола мага на противоположный!

И в самом деле, в Главе 13 было показано, что пол физической личности  однозначно связан с тем, в каком направлении передается эфирная энергия  в коконе:  от  одномерных волокон  к  двумерным  ( по  правилу  “1arrow white2” для  женщин)  или наоборот  ( по   правилу  “2arrow white1” для мужчин). В падшем коконе могут реализоваться обе эти конфигурации, поэтому в нем могут обитать и мужские, и женские воплощения.

Если теперь взглянуть на рисунок 27.4, то становится очевидным, что если во втором внимании эфиры передавались по правилу “1arrow white2”, то при перемене полярности это происходит по правилу “2arrow white1”. Это недвусмысленно указывает на то, что при входе в третье внимание женщина-маг превращается в мужчину-мага, а мужчина-маг в женщину!

Впрочем, по-началу ни о каком теле третьего внимания речи не идет. Если о нем и можно помыслить, то как о некоем осознающем себя пространстве, заполненном несказанным светом. Так, Ф.Меррелл-Вольф отмечает, что в отличие от сознания личного я, которое напоминает точку, там раскрывается пространственное Я. Он пишет: “Я распростерлось неограниченно, подобно пространству, объемля и проникая все формы. Насколько могла достигнуть мысль, никаких пределов не было. Мне было совершенно все равно, перейдет ли тело в состояние, обычно называемое смертью, или останется жить... Я перешел в Пространство, которое было ничто иное как Я, и обнаружил, что Я объято чистой божественностью даже на физическом уровне”.

Наряду с этим, в другом месте своей книги Ф.Меррелл-Вольф анализируя связь творчества с Просветлением, добавляет: “Более высокие аспекты Творческого принципа... становятся все более и более мощными и святыми до вершины, где мы приходим к признанию Небесной Девы. Кто сливается в своем сознании с этой Девой, более не просто верит в Бессмертие или стремится к нему, но Познает, что сам он Бессмертен, более того — он и есть Бессмертие”.

Это высказывание можно расценить как первое подтверждение идеи о неразрывной связи перехода в третье внимание с переменой полярности организма.

В Главе 20 было проведено согласование модели микрокосмоса с каббалистическим Деревом Сефирот. В частности, было показано, что сефира Тиферет соответствует нейтральному ядру микрокосмоса, а сефирот Гебура и Хесед - его позитивному и негативному ядрам. В каббалистической традиции принято, что каждая из сефирот обладает двумя полюсами: принимающим - женским и дающим - мужским. Значит, когда сознание существа переключается с одного полюса ядра-сефиры на другой, это должно сопровождаться изменением пола. Таково второе подтверждение догадки!

Еще более многочисленные подтверждения этому факту содержатся в книгах К.Кастанеды.

Наиболее показательна сюжетная линия, связанная с Арендатором или “Бросившим вызов смерти”. Это один из древних магов, попавший в зависимость от неорганических существ. Через несколько сот лет ему удалось вырваться из плена, но только ценой превращения в женщину! Из всего описания следует, что он перешел в третье внимание, о котором древним магам было известно. Но, подобно им, он не понял, что это только начало пути к свободе. Как и те маги, он силой своего намерения создал некий искусственный мир при входе в третье внимание. По-существу - это копия его любимого средневекового города, то есть, достаточно протяженного фрагмента нашего мира. Чтобы не скучать, он даже заселил его людьми!


Примечание: О том, почему древние маги оказались неспособны увидеть путь свободы, судить в полной мере трудно. Одна из очевидных причин, это их ослепление из-за привязанности к нашему миру форм. Недаром Арендатор, уже выйдя из сферы притяжения второго внимания, занялся копированием привычного мира обитания.

Но их слепота имеет и философскую причину. Об этом свидетельствует короткая реплика Арендатора в ответ на высказывание К.Кастанеды о том, что созданная им (или ею!) копия города находится в прошлом: “Подумай немного. Во вселенной есть только энергия. А у энергии есть только здесь и сейчас, бесконечное и всегда присутствующее здесь-и-сейчас”.

Эти слова выдают позицию Арендатора: он прикладывает понятие вневременности к третьему вниманию, тогда как оно применимо только к Абсолюту. Вспомним, что аналогичную подмену совершают последователи “нео-вечной философии” (Глава 25) в отношении сознания первой Нирваны. Если кто-то полагает, что уже достиг сознания Абсолюта, то не удивительно, что он не верит, что есть путь, ведущий из его позиции дальше.


Жизнь Арендатора в его искусственном мире сопровождается непрерывным страхом, так как он боится, что неорганические существа догадаются, что он не настоящая женщина и опять пленят его. При этом “ее страх бесконечно превосходит любой страх, который мы способны вообразить”. Дело усугубляется тем, что ему не удается окончательно решить вопрос о своей энергетической автономии (а это непреложное условие свободы). Поэтому он время от времени посещает наш мир и вступает в особый энергетический обмен с лидерами магических групп из традиции дона Хуана. В качестве компенсации он обучает этих лидеров необычайно мощным методам магии.

Во время своих визитов он может предстать то в виде мужчины, то в виде женщины. При первой встрече с К.Кастанедой он был мужчиной. Но потом явился как женщина. Причем, из намеков дона Хуана следовало, что К.Кастанеде предстояло вступить с ним в половой контакт. Будучи нормальным гетеросексуалом, К.Кастанеда пришел в неописуемый ужас от такой перспективы. Арендатору пришлось самым непосредственным образом доказывать, что он не переодетый мужчина, а самая настоящая биологическая женщина. Но и это не сломило отвращения К.Кастанеды. Тогда с ним был проведен довольно изысканный отвлекающий маневр, о котором здесь не место говорить.

Интересные сведения о перемене полярности содержатся в книгах [1, 22]. В них Флоринда Доннер и Тайша Абеляр рассказывают о том, как в группе дона Хуана протекает обучение женщин. Обе эти ученицы имели весьма сходный опыт переживаний, хотя не знали о существовании друг друга. После того, как они надежно утвердились во втором внимании, все маги внезапно оставили их в одиночестве в некой усадьбе. Только тогда каждая из них обратила внимание на старичка-смотрителя, который подметал территорию и иногда готовил еду. Звали его Эмилито. Он-то и оказался для них учителем третьего внимания.

Тайша Абеляр подробно описала, как смотритель Эмилито приобщал ее к третьему вниманию. Однажды они находились в его кабинете и он сказал: “А теперь готовься к полету магов. Что бы ни случилось, держись за меня”. Флоринда не успела спросить у него, что он решил делать, как он развернул ее кресло к центру комнаты и она увидела жуткое бесконечное пространство. “Поддерживая меня за талию, он помог мне встать и сделать несколько шагов в сторону бесконечности. Каждый шаг давался мне невероятными усилиями: казалось, что каждая нога весит не меньше тонны. Я почувствовала, как смотритель толкнул меня вперед, продолжая поддерживать. Внезапно какая-то грандиозная сила втянула меня вовнутрь, и я больше не шла, а парила в пространстве. Смотритель плавно плыл рядом со мной. Я вспомнила о его предостережении и ухватилась за его пояс. В мгновение ока новый прилив энергии ускорил мой полет до невероятной скорости. Я завопила ему, чтобы он остановил меня. Он быстро усадил меня себе на плечи, и я что есть мочи вцепилась в него. Я с силой зажмурилась, но это не подействовало. Я видела перед собой одну и ту же необъятность, независимо от того, закрыты или открыты были мои глаза. Мы парили в чем-то, не похожем на воздух. Земли в поле зрения тоже не было. Более всего я боялась, что какой-то головокружительный всплеск энергии оторвет меня от смотрителя. Я делала все, что могла, для того чтобы держаться за него и в то же время оставаться сосредоточенной. Все кончилось так же внезапно, как и началось. На меня налетел еще один энергетический вихрь, и я очнулась, стоя возле кресла и истекая потом. Меня трясло, и я, задыхаясь, судорожно глотала воздух. Волосы у меня растрепались, запутанные и мокрые, они рассыпались по лицу”.

Учителя говорят, что на овладение третьим вниманием уходят годы. Главный секрет вхождения в него - это умение сдвинуть свою точку сборки в позицию, где полностью отсутствует жалость к своему эго. Признаком такого сдвига является особое сияние глаз. Оно появляется и у обычных людей, когда те готовы на подвиг самопожертвования. Недаром учителя так высоко отзываются о способности к подвигу. А потом сознание человека, как камень из пращи, устремляется к другому полюсу своего светящегося кокона. Он переживает полет сквозь Бесконечность, к другому ее берегу.

В обычном состоянии у человека ярко светится шарик точки сборки, а в коконе освещена только сравнительно узкая полоса волокон. При успешном вхождении в третье внимание ярким светом осознания вспыхивает весь светящийся кокон, ведь теперь он становится точкой сборки у Нового Человека.

Все отчеты о соприкосновении с третьим вниманием стали известны из рассказов “новичков”, то есть, тех, кто попал туда впервые. Поэтому не удивительно, что прежде всего они повествуют об ошеломляющем впечатлении какого-то неупорядоченного безграничного богатства. Но если вспомнить, каким предстает наш мир перед новорожденным (Глава 18), и если вообразить, что он мог бы дать нам отчет о своих впечатлениях, то они немногим бы отличались от первых впечатлений мага при попадании в третье внимание. По прошествии ряда лет маг в состоянии сформировать свое тело третьего внимания и даже появляться в нем в пределах нашего обычного восприятия.

Особенно подробно знакомство с тремя ипостасями одного и того же человека описано у Флоринды Доннер. Ей очень нравилась сновидящая из группы дона Хуана по имени Зулейка. А еще она испытывала глубокую благодарность к целительнице по имени Эсперанса. Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что это один и тот же человек. Зулейкой эта женщина звалась только в первом внимании. Во втором же внимании она существовала в качестве сновидческого тела и звалась Эсперансой. В какой-то момент, во время “космического купания” в горах, Флоринда Доннер стала свидетельницей того, как Эсперанса внезапно превратилась в смотрителя Эмилито, потом опять в Эсперансу и так несколько раз. При этом у обеих на руке были застегнуты часы Флоринды Доннер, которые были взяты Эсперансой на сохранение на время купания. Окончательно эти же часы обнаружились на руке Зулейки, когда Флоринда Доннер вернулась домой в усадьбу. Эти часы использовались, чтобы подчеркнуть единство трех человек, вернее трех тел одного человека - Зулейки, Эсперансы и смотрителя Эмилито. Когда Эмилито превращался в Эсперансу прямо перед глазами Флоринды Доннер, она имела возможность самым тщательным образом удостовериться в биологической разнице строения их половых органов.

Этот пример показывает, что разговоры об особой неуязвимости женщин в отношении захвата неорганическими существами - чисто педагогический прием, призванный снять сильнейшее предубеждение у магов-мужчин против перспективы превращения в третьем внимании в женщин. Перед женщинами маячит перспектива превратиться в мужчин, что и продемонстрировала Зулейка-Эсперанса-Эмилито.

Тем не менее, третье внимание настолько чуждо представлениям обычных людей, что они даже не догадываются о возможности вхождения в него. Поэтому в мире поддерживается живая линия передачи этого Знания. В традиции дона Хуана люди, способные повести других за собой в третье внимание, называются нагвалями. Причем, нагвалей, мужчин и женщин, в мир посылает сам космический Орел.

 

27 05Рис.27.5 Карта Таро “Мир” - маг, превратившийся в женщину. “Нагвали, в отличие от средних людей, не ищут одобрения, уважения, похвалы или любого другого вида признания от кого бы то ни было, включая своих товарищей-магов. Все они требуют от себя безупречности, чистоты, целостности. Именно это делает их столь притягательными. Люди попадают в зависимость от их свободы так же, как другие от наркотиков. Для нагваля мир всегда совершенно новый. В его компании каждый начинает смотреть на мир так, как никогда не умел раньше. Это потому, что нагвали разбили зеркало саморефлексии. Нагвали способны видеть себя в зеркале тумана, которое отражает только неизвестное. В этом зеркале больше не отражается наша нормальная монотонная человеческая природа, перед глазами простирается бесконечность. Маги верят, что когда лицо саморефлексии и лицо бесконечности сливаются, нагваль полностью готов разрушить границы реальности и исчезнуть, как будто он не был сотворен из твердого вещества” [22].

“Только при поддержке и содействии своих сновидящих нагваль может привести их в другие жизнеспособные миры, из которых он может привлечь птицу свободы (уносящую воинов в третье внимание - Ле Мар). Поддержка, в которой он нуждается, это энергия сновидения, а не человеческие чувства и действия” [22].

При этом переходе женщины-маги должны быть готовы превратиться в мужчин. А что касается мужчин, то “маги способны сливаться с намерением, с духом, потому что они отказываются от того, что четко определяет их мужественность. И они больше не мужчины” [22]. На рисунке 27.5 показан последний из великих арканов Таро №21 “Мир”. Если в самом начале Искатель был представлен магом-мужчиной, располагающим одной замкнутой страдой (Рисунок 23.1), то теперь у него замкнуты обе страды, на что указывет пара жезлов. И это - женщина, вмещающая в себя весь мир!